Наши новости

 

 06.12.2018
01.12.2018 состоялось награждение дипломантов и участников районного фестиваля-конкурса «Рождественское чудо»

 

 30.11.2018
В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом на базе нашей школы прошла акция «#СТОПВИЧСПИД». Каждый учащийся мог присоединиться к акции независимо от возраста и приколоть символические ленты красного цвета, а также повязать ленты на дерево памяти, в честь умерших от СПИДа.

 

 28.11.2018
3 декабря Международный день инвалидов.

 

 28.11.2018
1 декабря 2018 года во всем мире отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом под девизом «ЗНАЙ СВОЙ ВИЧ-СТАТУС!».

 

 28.11.2018
27 ноября на базе Минского городского дворца детей и молодежи состоялся городской этап конкурса "Поет пионерия". Честь Фрунзенского района в номинации коллективное пение (7-10 лет) защищали на этом конкурсе учащиеся нашей школы. В результате упорной борьбы наш коллектив занял 3 место! Поздравляем победителей! Мы вами гордимся!

Просмотреть наши новости >>>















  Главная : Ученикам : Советы психолога

Советы психолога

Буклеты для учителей, учащихся и родителей

Консультации, рекомендации для учащихся

Занимаемся эффективно

-Сначала подготовьте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно разложите необходимые учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в  интерьер комнаты жёлтый и  фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-то картинки в  этих тонах.

-Составьте план занятий. Планируя каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно вы сегодня будете изучать. Не вообще «немного позанимаюсь», а  какие именно разделы и  темы.

-Начните с  более сложного, с  того раздела, который знаете хуже всего. Но если вам трудно раскачаться, можно начать с  того материала, который наиболее интересен и приятен. Возможно, так вы постепенно войдёте в  рабочий ритм, и  дело пойдёт.

-Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем  — 10 минут перерыва. Можно в  это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

-Не надо стремиться к  тому, чтобы прочитать и  запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал, составлять планы, схемы, причём желательно их записывать. Планы полезны и  потому, что по ним легко повторить какой-либо материал.

Как запоминать материал?

   Психологи установили, что наша оперативная память во время одновременного восприятия способна удержать и  затем воспроизвести в среднем только семь объектов. Поэтому материал лучше разбить на смысловые куски; желательно, чтобы их было не больше семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и  обобщать, выражать главную мысль одной фразой.

   Не следует спешить, любой ценой запоминать сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях и не поняв размышлений автора. Среди второстепенного надо выявить самое главное.

   Используйте ассоциации. Метод локальной привязки состоит в  построении для ряда, который вы пытаетесь запомнить, объектов другого ряда  — опорного, из хорошо знакомых или лёгких для изучения пунктов. Таким опорным рядом может быть последовательность комнат в  вашей квартире, домов на вашей улице и  т. п. Человек вначале заучивает опорный ряд, а  затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы заучиваемого ряда. Значит, если в  материале мало внутренних связей  — оглянитесь вокруг. Представьте обстановку, в  которой вы изучали материал, и  вы вспомните его, ведь полученные одновременно впечатления запускают механизм вспоминания.

Как повторять?

   Перескажите текст своими словами, и  вы легче его запомните, чем просто прочитав много раз, ведь это активный умственный труд. В  целом любая аналитическая работа с  текстом позволяет лучше его запомнить. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и  т. д.

   Несколько слов о  конспектировании. Оказывается, текст можно сильно сократить, представив его в  виде схемы  — «звезды», «дерева», «скобки» и  т. п. При этом восприятие и  активность запоминания значительно улучшаются из-за образности записи. Таким образом, вам необходимо разбить большой текст не более чем на 7  частей, связать эти части между собой, выделить опоры (слова и  мысли, стоящие за ними) и  заучить их. В  системе заучивания материала важную роль играет повторение.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (МНЕМОТЕХНИКА):

  • запоминать перед сном, в  состоянии расслабления, или после сна, отдыха;
  • «не за один раз»: значительную роль играет повторение (через 2–3 дня);
  • чередовать восприятие и  воспроизведение;
  • делать узелки на память, подчёрки, ассоциации с предметами, схемы, шпаргалки (тоже важный момент, ведь во время их написания запоминается информация; но пользоваться ими не стоит);
  • эмоционально настроиться на работу (продуктивность памяти возрастает); вербализовать образы;
  • больше времени уделять повторению по памяти. Это эффективнее простого много кратного прочтения. Регулярно повторяйте материал, желательно через 10 мин после того, как вы изучали новый материал, а  затем через сутки. Каждое следующее повторение должно быть короче предшествующего;
  • учитесь с  перерывами, лучше понемногу, чем сразу всё запомнить;
  • если очень трудно собраться с  силами и  мыслями, попробуйте запомнить сначала самое лёгкое, а  затем переходите к  изучению сложного материала.

ПРАВИЛА СОХРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ:

  • выделите то, что надо запомнить;
  • оставьте посторонние мысли, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить;
  • выделите в  объектах главное и  второстепенное, найдите связи между объектами, используйте мнемотехнику;
  • учитывайте свой ведущий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная);
  • систематически повторяйте и  воспроизводите материал, который запомнили;
  • не смешивайте познание и воспроизведение

Рекомендации учащимся в период подготовки к предметным олимпиадам

  Предлагаемые рекомендации помогут преодолеть тревогу и волнение, поддержать работоспособность, избежать переутомления и сохранить здоровье. В человеке все взаимосвязано: состояние здоровья влияет на душевное состояние и наоборот. Поэтому сначала обрати внимание на следующее:

1. Перед олимпиадой необходимо хорошо высыпаться, не следует переедать, питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами, употребляйте в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Чаще бывай на свежем воздухе, отдыхайте.

  • Полноценно отдыхайте. Запомните – вечер, проведенный перед монитором или телевизором — это не отдых! 
  • Займитесь спортом – физическая активность отлично снимает напряжение и тревоги. 
  • Высыпайтесь – хороший сон является верным средством от переутомления нервной системы, следовательно, Ваши память, внимание и мышление будут на высоте! 
  • Следите за своим дыханием, оно не должно быть поверхностным! Это упражнение можно делать в любом месте. Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха). Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение. 

2. Если устают глаза? При подготовке можно использовать такие упражнения:

  • попеременно смотреть вверх-вниз, влево-вправо;
  • рисовать глазами свое имя, фамилию;
  • попеременно фиксировать взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом -  на листе бумаги перед собой (20 сек.).

 3. Как нужно выглядеть на олимпиаде?

      Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не вызвать раздражение со стороны преподавателей. Ничего лишнего!

 4. Как вести себя во время олимпиады?

            Чаще подбадривайте себя. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас. Говорите себе: « Я готов! Я собран! У меня все получится! Я уверен в успехе!» Помните, что вера в успех – это половина успеха!

В ДЕНЬ ОЛИМПИАДЫ

-НЕ ПАНИКУЙТЕ. Если вы не можете вспомнить ответы на вопросы, попытайтесь собраться с  мыслями, используйте метод ассоциации, вспомните о чём-нибудь приятном, потому что мозг реагирует на ваше стрессовое состояние и  блокирует процесс мышления.

-Во время подготовки не записывайте всё, что у  вас в  голове, составьте план своего ответа, который вас будет наталкивать на правильные мысли в  ходе ответа.

-Начните с  лёгких заданий! Начните отвечать на те вопросы, в  которых вы не сомневаетесь, не останавливайтесь на тех, которые могут вызвать продолжительные раздумья. Тогда вы успокоитесь, мысли станут яснее и  чётче, вы войдёте в  рабочий ритм, и  вся ваша энергия потом будет направлена на более сложные вопросы.

-Читайте задание до конца! Не пытайтесь понять условия задания по первым словам и достраивать окончание в  собственном воображении. Это определённо способ допустить обидные ошибки в  самых лёгких вопросах.

-Думайте только о  текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте всё, что было в  предыдущем. Обычно задания в  тестах не связаны друг с  другом, поэтому знания, которые вы применили в  одном, как правило, не помогают, а  только мешают концентрироваться и  правильно решать следующее. Этот совет даёт и  другой ценный психологический эффект: забудьте о  неудаче в  прошлом задании (если оно оказалось чересчур трудным). Думайте только о  том, что каждое новое задание  — это шанс набрать баллы.

-Проверьте! Оставьте время для проверки своей работы, по крайней мере, чтобы успеть просмотреть и  заметить явные ошибки.

-Угадывайте! Если вы не уверены в  выборе ответа, но интуитивно можете отдать предпочтение какому-то одному, то интуиции следует доверять! При этом выбирайте наиболее вероятный, по вашему мнению, вариант.

-Наденьте одежду желательно синего и  зелёного цветов  — они успокаивают.

-Со стрессом можно справиться, поверьте только в  себя и  свои возможности.

Рекомендации учащимся по подготовке и сдаче выпускного экзамена по иностранному языку 

Подготовка к экзамену 

При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать, для чего повторяете этот материал.

Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.)

Не следует забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности. Поэтому вам при монотонной работе через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных упражнений.

«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции.

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Технология подготовки к экзамену

     Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

             Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

       Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

       Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

         Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. ·          

         Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

       Подготовке к аудированию помогает многократное прослушивание аудиотекстов на иностранном языке и видеосюжетов. Старайтесь понять общий смысл услышанного и детали. Если Вы не поняли текст во время первого прослушивания, прослушайте текст еще 1-2 раза по частям.

       Готовясь к чтению, читайте как можно больше иноязычных текстов, имеющих разнообразные сюжеты и жанр. Старайтесь не пользоваться словарями во время чтения, т.к. во время экзамена словарями пользоваться нельзя.

     Читайте вслух небольшие отрывки несколько раз в день. Используйте соответствующие аудиокниги при контроле своего произношения.

     При подготовке к устному высказыванию несколько раз прочитайте тематическую статью и перескажите ее. Также можно составить план своего рассказа, выделив главные составные части.  

Накануне экзамена

         Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. На экзамен ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала. При себе нужно иметь несколько ручек.

На экзамене 

Для более эффективного использования времени на экзамене постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний.

       Сосредоточься! Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как ответить, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

       Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. 

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания (вопросы). Помни: всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

       Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

       Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем.

Проверь! Оставь время для проверки своих ответов. 

  1. Аудирование.

     Аудиотекст продолжительностью около 1,5 -2 минут прослушивается индивидуально через наушники дважды. Перед вторым прослушиванием учащийся получает вопросы к тексту.

   Перед прослушиванием текста сосредоточьтесь, настройте звуковые параметры, обратитесь к члену экзаменационной комиссии, если Вам не удалось сделать это самостоятельно.

     Прослушивая текст в первый раз старайтесь воспринять общий смысл текста.

     Просмотрите вопросы к тексту перед вторым прослушиванием.

     Слушая текст во второй раз старайтесь воспринять детали. После прослушивания набросайте ответы на предложенные вопросы. 

  1. Чтение текста.

     Приступая к чтению текста сосредоточьтесь, просмотрите выписанные к тексту незнакомые слова.

     Читая текст в первый раз старайтесь понять общий смысл, читая во второй раз – детали текста.  

Получив вопросы к тексту внимательно прочитайте их про себя и только после этого приступайте к ответу.

Старайтесь отвечать полно, развернуто.    

  1. Беседа по предложенной теме (ситуации).

Перед началом ответа   сосредоточьтесь, внимательно ознакомьтесь с темой, под вопросами темы. Составьте план ответа. Мысленно проговорите основные пункты плана. Приступайте к ответу. Излагайте материал (тему) четко, спокойно, не торопясь, в надлежащем темпе. Отвечайте полно, развернуто. Старайтесь в своем ответе максимально раскрыть тему.

При ответе на дополнительные вопросы также отвечайте полно, четко, развернуто не отвлекаясь от сути вопроса. Если вопрос Вами не понят переспросите, попросите повторить вопрос, уточните суть вопроса.

Заранее продумай свое сообщение, составь примерный план своего высказывания. Отработай отдельные слова и устойчивые фразы в материале по теме. Материалом для подготовки устного высказывания могут служить готовые темы, которые можно найти в учебных пособиях. Темы для высказывания желательно составлять самому или компилируя из нескольких пособий — так больше шанс избежать ошибки и проявить индивидуальность. Чем больше топиков на стандартные темы («Моя семья», «Работа», «Путешествия») ты выучишь, тем больше вероятность, что при получении нестандартной темы ты наберешь по несколько готовых фраз из каждой темы и продемонстрируешь приличный ответ. Выучи список слов-связок типа: англ.яз - «je suppose que», «Il me semble», «par exemple», «évidemment» «ichglaubedass», «MeinerMeinungnach» , «Ichfindedasrichtig», чтобы избегать пауз, когда будешь собираться с мыслями.

Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.

Надеемся, что предложенные выше некоторые рекомендации и советы помогут вам в успешной подготовке и сдаче экзамена.

Организация самоподготовки к централизованному тестированию

Начиная подготовку к ЦТ, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а что конкретно сегодня будете учить, какие разделы какого предмета. Конечно, хорошо начинать, пока свежая голова, начинать с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв.

Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к ЦТ полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе или ответе на текст.

Ответы на наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать полные, развернутые, рассказать маме, другу – любому, кто может выслушать. Или перед зеркалом. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Если в какой-то момент подготовки к тестированию вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить все, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, белорусскому языкам), в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать вслух, как вы выполняли, каков ход ваших действий и рассуждений.

Накануне тестирования. Оставьте один день перед тестированием на то, чтобы повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и напишите план ответа. Если это получилось хорошо и быстро, то можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение.

. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешном тестировании.

Накануне экзамена не надо переутомляться. С вечера перестаньте готовиться. Прогуляйтесь. Лягте спать раньше обычного времени, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья и силы. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. К сказанному ранее добавим еще несколько полезных советов.

Некоторые особенности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
  5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумнее начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержания работоспособности

  1. Чередование умственного и физического труда.
  2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
  3. Бережное отношение к зрению (во время перерыва каждые 20-30 минут отвести взгляд вдаль, оторвать газа от книги).
  4. Минимум телевизионных передач!

Как вести себя на тестировании

  1. После получения бланка ответов точно и аккуратно заполните область регистрации во избежание ошибок, которые существенно затруднят работу операторов и скажутся на ваших результатах.
  2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению теста.
  3. Не отвлекайтесь на посторонние факторы, помните, самое дорогое на ЦТ – это время.

Готовимся к экзаменам

Любой экзамен - это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Головная боль, тошнота, кожные высыпания, растерянность, паника, страх, ночные кошмары — вот далеко не полный перечень недомоганий в период сдачи экзаменов. Как же помочь себе преодолеть нелегкое испытание?  

Накануне экзамена 

1. Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове. 
2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет. От таких занятий в голове останется лишь мешанина. Придется уповать только на везение. 
3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой. 
4. Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку, принять душ. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу. Научно доказано: смех не только снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон, но и чудодейственным образом активизирует умственные способности и сообразительность. 
5. Перед экзаменом важно как следует выспаться! 
Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу. 
6. Используй психологическую технику «Созидающая визуализация». Перед сном лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена. 
· Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями. 
· Представь, что из груды экзаменационных билетов ты вытаскиваешь самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все основные и дополнительные вопросы экзаменаторов. 
· Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце твоего ответа экзаменаторы высказывают одобрение и ставят тебе желаемую оценку. На душе у тебя легко и радостно. «Отрепетируй» свои предстоящие действия и настрой себя только на успех. 
Воспроизводи эту воображаемую картину как можно чаще, и при наступлении часа «Х», ты не испытаешь сильного страха и волнения. 
Предэкзаменационный рацион
 
Сон накануне экзамена будет крепким и поможет максимально восстановить силы, если использовать для приготовления ужина подходящие продукты. Предпочтительно есть на ужин блюда, содержащие сложные углеводы (макароны, рис, овсяная каша), и избегать блюда с высоким содержанием белка. Ужин накануне экзамена может состоять из овощного салата или рагу с птицей или рыбой. Способствуют сну также йогурт с крекерами, бутерброд с сыром, фрукты. Снотворное действие на организм оказывает молоко. 
За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему. 
Не следует употреблять на ночь мясо, колбасу и сосиски,консервированные продукты, картофель, квашеную капусту, помидоры, баклажаны, а также острые блюда и продукты с высоким содержанием сахара, так как они препятствуют хорошему сну. 
Надеемся, что выполнение данных рекомендаций поможет тебе проснуться утром отдохнувшим, с ощущением бодрости и готовности показать себя с наилучшей стороны и одержать победу. 
«Удача всегда улыбается тем, кто много потрудился», – гласит английская пословица. Хочется добавить: «и тем, кто умеет показать результаты своего труда». На экзамене ты делаешь именно это – демонстрируешь то, что усвоил. Так делай это спокойно и уверенно. Постарайся изменить свое представление об экзамене - это не пытка, не казнь, а просто проверка твоих знаний, тем более, ты же все (ну или почти все) знаешь. 
В день экзамена 
1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе «кусок не лезет в горло», нужно обязательно хоть немного поесть.
 Иначе в состоянии стресса может произойти резкое снижение уровня сахара в крови и возникнуть сопутствующие ему симптомы – дрожь, потливость, слабость, головокружение, головная боль, тошнота… Так недолго и в обморок упасть. 
2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами. Утром перед экзаменом лучше всего съесть йогурт, а также творог, яичницу, молочную кашу или мюсли, бутерброд с сыром или с медом и выпить чай с лимоном и сахаром. Не стоит «взбадривать» себя крепким кофе. Если нервы у тебя на пределе, но ты осознаешь, что организм нуждается в пище, съешь 1 ч.л. меда, 2 грецких ореха, 3 штуки кураги и выпей стакан биокефира. Поддержать твои силы помогут также 1-2 банана, горсть изюма и фруктовый молочный коктейль. 
3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка. Собираясь на экзамен, включи записи бравурного марша, чардаша или энергичного гитарного фламенко, и ты убедишься, что твой страх и внутреннюю дрожь как рукой снимет. Если ты любишь классическую музыку, тебе помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. На боевой лад настраивают также композиции Брайана Адамса, Тины Тернер, Бон Джови и Риккардо Фольи. 
4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться! 
Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами. Можно также капнуть это масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат. 

Приемы борьбы со страхом 
1. Запрети себе бояться! Многим хорошо известно паническое состояние перед экзаменами: «Ничего не знаю! Ничего не помню!». Постарайся направить свои мысли в другое русло: «Я долго и целеустремленно работал, я сделал все от меня зависящее, из всего материала я все равно что-то знаю и достаточно хорошо». 
2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в 2-3 раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом. 
Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «я» и «и» следует произносить на вдохе, а слова «расслабляюсь» и «успокаиваюсь» - на выдохе. 
Можно также проговорить про себя: 
«Я спокоен и уверен в себе» 
«Моя память работает хорошо. Я все помню»
 
«Я могу доказать, что много работал и все выучил»
 
Аутотренинг – эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами. 
3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: «У меня все получится, в нужный момент я все вспомню». 
4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: «Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!». Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не «заразиться» их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно. 
5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх. 
В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой. 
6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации. 
Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше. 
При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение 3-5 минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки. 
Поведение на письменном экзамене 
1. Если чувствуешь, что тобой овладевает паника, немедленно скажи самому себе “Стоп!” Это слово нужно произнести вслух как команду. 
Всегда помни: все, что происходит в твоем организме, полностью управляется твоими мыслями, нужно лишь правильно подобрать фразу, программирующую твое сознание, например: «Я спокоен», «Я легко отвечу на все вопросы», «Я все знаю». 
2. После этого приведи в норму свое дыхание: несколько раз сделай глубокий вдох и медленный выдох. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время реализовать свои знания. 
3. Постарайся не реагировать на отвлекающие моменты (звуки и движение в аудитории и т.п.) и максимально сосредоточиться на выполняемой работе. 
4. Пробеги глазами весь тест, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу. 
5. Не спеши с ответами, внимательно читай вопрос до конца, чтобы полностью понять его смысл. 
6. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в нем, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться. 
7. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, остается только положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. 
Поведение на устном экзамене 
1. Не пугайся, если окажется, что ты не очень хорошо знаешь билет. Максимально используй всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточь свое внимание не на том, что ты не знаешь, а на том, что ты можешь сказать. 
2. Собираясь отвечать на билет, настрой себя, повторив несколько раз подходящую формулу самовнушения, например: «Я могу говорить спокойно, уверенно и внятно», «Я правильно отвечу на все вопросы». 
3. Поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайся не проявлять свое волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячь взгляд, установи зрительный контакт с преподавателем. Так ты сможешь контролировать ситуацию и показать, что не боишься. Не надо смотреть экзаменатору в лоб или насквозь. Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Используй все свое обаяние, веди себя уверенно, но не развязно.
4. Учти, что к четкому бодрому изложению даже нескольких тезисов преподаватель отнесется более благосклонно, чем пространному монологу, изложенному робким сбивчивым шепотом. Воспринимай свой ответ, как мысли вслух. 
5. Если ты полностью подготовился к ответу, но в решающий момент от волнения у тебя словно язык прилип к небу и ты не можешь связать двух слов, остановись на несколько секунд! Переведи дыхание, сосредоточься и начни говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата. 
Смотри на все в перспективе. В данный момент экзамены кажутся тебе самым значительным событием, но с точки зрения всей твоей дальнейшей жизни – это всего лишь решение очередной жизненной задачи. 

Сколько их еще будет – этих задач! Подобный стресс испытывают не только школьники и студенты перед экзаменами, но и водители, впервые сдающие на права, начинающие хирурги, актеры перед выходом на сцену, люди, пришедшие на собеседование к потенциальному работодателю… 
Волнение, будь оно вызвано предстоящим экзаменом или другим важным событием, вполне естественное явление. Главное, чтобы оно не «перехлестывало через край» и не превращалось в панику, а позволяло мобилизовать свои силы и добиваться наилучшего результата. 

 
Новости УО Фрунзенского района
07.12.2018
Управление по образованию администрации Фрунзенского района г.Минска поздравляет учащихся учреждений образования и учителей-предметников, которые подготовили учащихся к олимпиаде, с победой на втором этапе республиканской олимпиады по учебным предметам в 2018 году и желает дальнейших успехов и побед!!!
Подробнее...
06.12.2018
Соревнования по волейболу среди работников учреждений образования Фрунзенского района
Подробнее...
05.12.2018
Заседание Молодежного Совета Фрунзенской районной г. Минска отраслевого профсоюза
Подробнее...
05.12.2018
Отпраздновала свой 80-летний юбилей ветеран педагогического труда Прохорова Лидия Михайловна
Подробнее...
04.12.2018
В период с 27 по 30 ноября 2018 года в школах Фрунзенского района прошли творческие отчёты учителей хореографии
Подробнее...
03.12.2018
"КАЛЯДНАЯ ЗОРКА" ЗАЗЗЯЛА ІЗНОЎ !
Подробнее...
03.12.2018
Молодые педагоги приняли участие в международном семинаре «Чему учиться сегодня, чтобы быть успешным завтра»
Подробнее...
29.11.2018
Совещание с заведующими учреждений дошкольного образования Фрунзенского района
Подробнее...
29.11.2018
Районный этап слета-конкурса «Зеленая волна» прошел во Фрунзенском районе столицы.
Подробнее...
Новости Комитета по образованию
10.12.2018
Праздник по случаю старта акции «Наши дети» пройдет в Минске 11 декабря
Подробнее...
07.12.2018
Более 15 тыс. детей примут участие в новогодней благотворительной акции «Наши дети»
Подробнее...
07.12.2018
Как отбирали детей на первую республиканскую олимпиаду по физкультуре
Подробнее...
06.12.2018
4 декабря прошла городская волонтерская акция «V-ФЕСТ: ВМЕСТЕ»
Подробнее...
06.12.2018
2-3 декабря 2018 года в г. Минск проходил 1 этап восьмого международного фестиваля-конкурса хореографического искусства «Славянский кубок»
Подробнее...
 
Могилевский институт МВД Республики Беларусь                             
Адрес: 220082, Беларусь, г.Минск, ул.Матусевича, 5
Телефон: (017) 365-10-02
Электронная почта: sch116@minsk.edu.by
Р/C: BY27AKBB36320000011585100000, филиал: №510 "Средняя школа №116 г. Минска", АСБ "Беларусбанк", BIC AKBBBY21510
Регистрационное свидетельство
№1141101811 от 23.06.2011г.
с изменениями от 22.10.2018г.